Единение
Ничто так не сближает, как совместное творчество,
совместный поиск, совместные неудачи и находки,
когда два совершенно разных и чужих человека
вдруг как бы сливаются в единое целое,
начинают чувствовать и понимать друг друга...
Юрий Вяземский
На выставке «Единение» Вы можете прикоснуться к необычному миру творчества омских художников Ольги Кадиковой и Святослава Капралова, к миру, пронизанному светом и удивительной теплотой.
Единение — это чувство единства, которое мы испытываем при встрече с человеком или когда вспоминаем о нём, это тёплое, сердечное объединяющее чувство, которое зарождается при осознании ценности человека.
Особая атмосфера творческого единения создается Ольгой Кадиковой и Святославом Капраловым. Выставку составили работы на религиозные темы, произведения, раскрывающие красоту горных вершин Алтая, Тянь-Шаня, Памира, грузинские пейзажи. В пейзажах художники постигают мироздание, открывают новые смыслы в привычных природных мотивах. Художники обращаются к вечным темам духовных исканий и к осмыслению пространства. Особая роль света, оживляющего пейзаж, отражает стремление показать его не только как физическое, но и как духовное явление.
На выставке представлена серия работ Ольги Кадиковой «Пространства храмов» – масштабный цикл живописных произведений на тему трех мировых религий: Христианства, Буддизма и Ислама. Работы "На Пути", "Вход", "Размышления", "После молитвы", "Выход" – посвящены Исламу. В этой серии Ольга пыталась передать воздух, эту необычайную субстанцию, игру света и тени, в которых заключены философские смыслы: жизни и смерти, тайны рождения, смены поколений, показать сходство всех религий, единую направленность на Любовь и Сострадание.
Тема Буддизма воплощается в работах Непальского (Гималайского) цикла, колорит картин построен на двух противоположных оттенках: красный и зеленый, благодаря чему усиливается звучание темы: звук молитвы, мантры, звучание буддийского горлового пения, холодный утренний воздух высокогорного монастыря. И никакие внешние атрибуты не должны отвлекать зрителя от главного – от внутреннего равновесия, медитации, покоя.
Христианская тема отражена в грузинской серии, цветовое решение которой строится на тончайших нюансах, напоминающих грузинское многоголосье - попытка художницы передать идею единства всего человечества, а также в триптихе «Свет Времени. Константинополь. Софийский собор» 2014-2015 гг.. На центральной части триптиха изображен вход, композиционным центром которого является стертая веками каменная ступень с ниспадающим холодным светом. Этот свет одинаков во все времена, также как и небо на двух боковых частях триптиха.
Горные пейзажи Ольги Кадиковой отражают монументальное величие заснеженных горных склонов, прозрачность окружающего пространства, тонкий колорит – все это помогает забыть о реальности, остановиться и погрузиться в целительное созерцание, молчание ума. Эти работы наполнены особенным, почти религиозным преклонением перед красотой и тайной мироздания, вечным обновлением и круговоротом жизни. К полюбившимся мотивам Ольга возвращается по нескольку раз, изображая их при разном освещении и состоянии природы. Этим объясняется выверенная композиция и богатый колорит картин Ольги Кадиковой. Художница передает тончайшие нюансы цвета. Ее палитра то бушует яркими, контрастными цветами, то погружается в туманную монохромность. Глубинное переживание момента восхождения передается и зрителю. Живописный почерк Ольги всегда узнаваем. Она работает так же легко, как дышит. Полотна Ольги Кадиковой наполнены гармонией единения с окружающим миром и очень поэтичны.
Святослав Капралов не стремится к точному документированию пейзажа, скорее, он старается передать настроение, уловить собственное ощущение, его картины – это переосмысление увиденного, почувствованного.
Горы не выглядят грозными на картинах Святослава Капралова, они величественные и подоблачные, дышащие свободой. Такие, которыми хочется восхищаться («У водопада»). Художник заставляет звучать цвет в полную силу, колорит становится более ярким, декоративным, композиция - более динамичной. Произведения «По Хакасии» выполнены непосредственно с натуры в лучших пейзажных живописных традициях, полны свежести, ландшафтного своеобразия. Этюды сохраняют быстроту, стремительность и темпераментность мазка.
Каждый грузинский двор - портал в прошлое. За фасадом позапрошлого века прячутся более древние времена. Меняются времена, люди, ценностные ориентации. Но феномен этого города заключается в том, что на человеческих отношениях и атмосфере, царящей в тбилисских дворах, это не отражается. Он все такой же шумный и суетливый, весёлый и печальный. Эту атмосферу прочувствовал в своих произведениях «Грузинский дворик», триптихе «Дворы Тбилиси» Святослав Капралов.
Религиозная тема реализуется в триптихе «С иконами», живописных полотнах «Тропа к Храму», «Посвящается В.Попкову». Если в работе «Тропа к храму» настроение светлое, лирическое, то колорит других картин - темный, мрачный, они наполнены тишиной, тайной, тяжелым воздухом, почти физически ощущаешь запах ладана.
Композиция, которую создает художник, приоткрывает завесу его души – настроения, мечты, очарованность красотой, желание остановить мгновение. Во всех этих произведениях – отражение богатой души автора, поиски им вечной гармонии в проявлениях жизни, в природе, в простых цветах и предметах.
Каждый художник несет в себе Свет своей души. Единение художников – благодатный Свет, отражающийся в сердцах зрителей.
Елена Семёнова, культуролог.
Ольга Кадикова
Родилась в Омске в 1984г.
В 2006 окончила Институт искусств Омского государственного педагогического университета. Участник международных, всероссийских, межрегиональных выставок с 2007г.
С 2013г. – член ВТОО «Союз художников России», член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств – АИАП ЮНЕСКО
Святослав Капралов
Родился в г.Омске в 1991г.
В 2013 окончил Институт искусств Омского государственного педагогического университета. Участник межрегиональных, региональных, областных выставок с 2011г.
С 2017г. – член кандидатского объединения ВТОО «Союз художников России».
Назад