Image

«Пространство Света»

Выставка «ПРОСТРАНСТВО СВЕТА» представляет произведения омских художников, членов ОРО ВТОО СХ России Валерия Тимофеева, Инессы Кривдовой, Елены Чебаевой. Коллективная экспозиция творческих работ объединила авторов на определенном юбилейном этапе. Авторы охотно делятся со своим зрителем не только впечатлениями, получаемыми от внешних явлений, но и теми, что непрерывно накапливают в своем внутреннем мире. Жанровое многообразие работ демонстрирует хороший уровень профессионализма, за которым скрываются каждодневная практика, многочисленные творческие поездки. Каждому из художников присуща глубина проникновения в натурный и предметный мир, на основе которого создается художественный образ.

Для Валерия Тимофеева пленэр – органичная часть творчества, где происходит рождение идей для будущих станковых картин. Улавливая мгновенные впечатления природы, ее переходные состояния художник стремится запечатлеть приметы современности: «Свежий ветер», «Маломорский причал», «Причал», «Затерянный мир», «Зима в порту» и др. Художник подчиняет живописный строй картины, ритм цветовых пятен, экспрессивный рисунок, масштаб придвинутых к зрителю лодок строгой выверенности композиции. Обобщение формы, изъятие лишних деталей сообщает работам стилистическую цельность и завершенность.

Памятники храмового зодчества в произведениях художника «Знаменская церковь. Великий Новгород», «Солнце на куполах», «Красная церковь», «Солнце на куполах. Тобольск». «Тавуш. Армения XIII век», «Солнечный день. Армения» и др.выступают в гармонии с окружающей средой, доносят отзвуки прошлого. Живописная лепка письма, плотная фактура, верно найденный колорит воскрешают жизнь и очарование древних самобытных строений.

Этюды художника «Проталины», «Осень», «Снег уходит», «Екатериновка. Затерянный мир», «На улице «Низенькая» и др.исполнены по натурным впечатлениям. В них решаются чисто живописные проблемы. В беглом и быстром письме проявляется темперамент живописца. Отсюда яркая красочность и романтическая приподнятость. Предметы растворены в световоздушной среде, в них заключена энергия живой природы.

Валерий Тимофеев со временем обрел собственную творческую манеру. Это подтверждают композиции живописно-пластического характера: «Белая ночь», «Композиция – II», «Преображенная реальность - I»,«Преображенная реальность – II», «Где встречаются реки» и др.Художник углубляется в живопись, которая сама диктует свои правила. Импровизация, игра форм, цвета и света позволяют достичь особой драгоценной выразительности поверхности холста.

Не менее интересны находки художника в графическом решении. Среди работ: «Алтай. Горное озеро», «Улица красных зорь», «Графика зимы», «Тени на снегу» и др.Чистота белого цвета листа ватмана создает среду, в которой живут дома, изгороди, деревья; наполняет пространство первозданностью ,воздушностью и чистотой. Изящество графических линий, пятен, плоскостей, контраст цвета выявляют характерные особенности натуры.

Графические произведения Инессы Кривдовой в тематическом многообразии отличаются особой эстетикой. Использование в своем творчестве традиционных техник гуаши, пастели, акварели позволяет ей достигать определенных успехов. Пейзажи природы красивейших мест Восточных Саян в триптихе «Наравне с облаками»демонстрируют разнообразие приемов пастели, умение тонко вжиться в окружающую натуру. Ощущение полета, воздушности, гармонии жизнедеятельности человека и окружающего мира правдиво подмечены и поэтично переданы в  работе.

Натюрморты в живой среде - так можно охарактеризовать серию работ «На краешке воды».О присутствии человека говорят характерные предметы туриста и путешественника. Выстраивая композицию, автор приближает первый план, чтобы заострить внимание на красоте природных форм, богатстве и выразительности фактуры.

Монументальность и первозданная красота природы сибирского края запечатлены в серии пленэрных работ «По Каа-Хему» .В каждую композицию: «В Щёках», «Мельзейский каскад. 19 ступень», «Порог Байбальский в пасмурный день» -включен жанровый мотив. Красочные заливки акварели, взволнованное темпераментное письмо позволяют по-своему выразить увиденное.

В серии «Тофаларские сказки» автор достигает сюжетной повествовательности и богатства образности. Многомерность мира – людей, животных, зверей, мифических существ,- представлена в композиции несколькими планами, позволяющими увидеть главных и второстепенных героев в действии. Занимательность сказочного сюжета наглядно выражена графическими и живописными средствами. Листы «Мама», «Отдых в пути», «Ночь», выполненные в технике акварели особым способом печати монотипии, – творческая находка художника. Использование художественных приемов– стилизация и декоративность - приводит к определенному стилеообразованию в работах. При этом художница прорабатывает детали, стремится к достижению орнаментальности и «ковровости». Развитие заданной темы продолжается от листа к листу, находя новые решения, не теряя изобразительной цельности и выразительности.

Жанр пейзажа в творчестве Елены Чебаевой очевидно является основополагающим. Прогуляться по улочкам старого Омска позволяют серии работ, к которым художник обратилась в 2000-е гг.Мотивы орнаментов дверных и оконных проемов, покосившихся деревянных домов в пленэрных зарисовках автора призывают насладиться красотой форм и ароматом прошлого. Не менее одухотворены немноголюдные городские улочки, запечатленные то в весенних проталинах, то утопающими в зелени листвы.

Из многочисленных пленэрных поездок Елена Чебаева привозит много архитектурных зарисовок, исполненных в различных графических техниках. Пастель позволяет успешно выполнять творческие задачи на пленэре с натуры. Графично выстраивая форму, автор вместе с этим достигает определенной мягкости и живописности в композиции.

Мир образов цветочных натюрмортов, литературных героев, животных и птиц исполнен в произведениях Елены Чебаевой особой гармонии и красоты. Все чаще автор идет по пути новых экспериментов в искусстве.

Яркая содержательная юбилейная выставка омских художников подводит определенную черту в творчестве узнаваемых мастеров. Несомненные, художественные достижения ведут к новым преодолениям и творческим открытиям.

Галина Лузянина, искусствовед