Image

Одиннадцатая лекция

5 марта, 17 часов. Сбор у памятника Врубелю, ул. Ленина, 3

Занятие одиннадцатое. Прогуляемся по Любинскому вместе с Аллой Гуменюк,
Сергеем Сокрутой, Олегом Деркунским, Владимиром Кудринским,
задержимся на «площади четырех гениев» (... а это где?)

Любинский проспект в Омске  признан Архитектурным ансамблем.  Архитектурные ансамбли  складываются различными путями. Одни — в течение длительного времени на основании первоначального композиционного замысла (Дворцовая площадь в СПб, 18—19 вв. ), другие  осуществляются единовременно целиком по единому замыслу и в одном архитектурном стиле (Смольный монастырь (18 в., арх. В. В. Растрелли), улица Росси (19 в.) в СПб. Ни к первому, ни ко второму типу ансамблей Любинский проспект в Омске   отнести нельзя. К нему относятся слова: Место не проектирвалось, оно стало.

Городская магистраль с таким названием «Любинский проспект» официально никогда так не называлась; сначала это был Чернавинский проспект (по имени генерал-губернатора), улицу переименовали в ул. Ленина, остающуюся с этим наименованием по сей день.

Иверская часовня - Часовня во имя иконы Иверской Божьей Матери и Сергия Радонежского у Базарной площади, возведённая стараниями омского купца Ф.Г. Курганского в 1863–1867-е гг., в первозданном виде не сохранилась. Восстановлена в начале 1990-х по проекту М.М. Хахаева.

 Самое ранее здание - Торговый дом купцов Волковых - двухэтажный дом, расположенный на углу Любинского проспекта и улицы Гасфортовской (ныне Ленина, 7 / К. Либкнехта), был возвёден во второй половине 1870-х гг., не позднее 1878 г. Он вошел в историю города под общим названием Торговый дом купцов Волковых. Будучи одним из первых зданий, положивших начало застройки городской магистрали, угловой дом задал направление двум улицами. С его характерного силуэта началось формирование панорамы восточной стороны Любинского проспекта.

Торговый дом Марии Шаниной, или первый пассаж в Омске, в дореволюционных справочных изданиях указывается среди «наиболее выдающихся строений» города. Возведенный в 1898-1900 на углу Любинского проспекта и Гасфордовской улицы по проекту И. Г. Хворинова, он является типичным образцом стилевой системы эклектики  в ее позднем варианте. Так, с нагорной части проспекта фасад открывается только вторым этажом, и в нем ясно прочитываются стилистические закономерности барокко. Весь фасад обработан ордером – приставными ионическими полуколоннами, имеет обилие лепного орнамента, а на крыше пышные декоративные вазоны. Завершает эту сюиту в «духе барокко» огромный четырехгранный купол французского типа. При такой барочной доминанте зодчий-эклектик попытался избежать последовательной стилизации. Над малыми окнами он помещает ниши с двумя перевитыми гирляндами, мотив которых восходит к периоду раннего классицизма.

Украшая стены торгового дома, архитектор шел в русле приемов, характерных для своего времени, но за маской эклектического наряда скрываются новые конструктивные приемы и новое решение внутреннего пространства. Торговый дом Шаниной представляет собой уже не отдельные магазины, помещенные под единой кровлей в ризалитах здания, а  пассаж – обширные торговые залы, свободно сообщающиеся друг с другом Примечательно, что основой выразительности внутренних помещений служат «своды Моне» – конструкции перекрытия, не скрываемые ложным потолком.

Омский городской театр. Специальная комиссия объявила конкурс, в котором приняли участие омские архитекторы. Победителем в 1899 г., а впоследствии и производителем работ, стал гражданский инженер И.Г. Хворинов.  Строительство началось в 1901 г. и завершилось в середине 1905 г. Здание получило сложный многоступенчатый силуэт и разнообразную форму куполов. Первое время стены театра, выложенные из красного кирпича с небольшим добавлением белого песчаника, не имели штукатурной обработки и лепнины, но декоративное понимание архитектуры, еще прочно бытовавшее в провинции, требовало пышного оформления нового храма искусства. Фасады оштукатуривают и украшают барельефами и скульптурой (1915,  ск. В.Ф. Винклер). Изначально выполненная В.Ф. Винклером из пескобетона в 1915 г. в образе «крылатого гения» и утраченная в 1933-м, фигура была воссоздана более полвека спустя в металле и несколько измененном виде омскими скульпторами С. Голованцевым и Л. Семеновым. Фасады театра возводились на «манер» столичных образцов, и также как и они имели определенное сходство со зданием Гранд Опера в Париже (арх. Гарнье, 1860–1870-е гг.). В 2001–2004 гг. осуществлен колоссальный объем работ по реставрации здания театра: интерьеры приобрели большую импозантность, а двуцветные фасады – исключительную выразительность.

Несгорающая в огне «Саламандра» в Омске (1913–1914) – здание  крупнейшего страхового АО «Саламандра», ул. Гасфортовская и Музейная (К. Либкнехта, 3 / Музейная, 4/) (фото). Петербургский архитектор Н.Н. Верёвкин проектирует здание с внутренним двором в виде прямоугольной трапеции в плане, рядом с домом торгового общества «Вогау и К». На фасадах «Саламандры» в сочетании с «римской строгостью» объёмов и «венецианской игрой» декоративных элементов блестяще развивается тема итальянского палаццо эпохи Ренессанса. Основным, ритмично повторяемым мотивом выступает аркада, объединяющая два нижних этажа.  Верхний – завершён аттиком и оформлен на одном фасаде ионическими полуколоннами, на другом – дорическими пилястрами, играющими роль пластического декора. Конкретность прообраза – виллы Фарнезина (арх. Б. Перуцци).   

Здание музея ЗСОРГО на улочке Музейной (1896-1900).  Оно явилось первым общедоступным для посещения музейным зданием в Омске. Изначально в плане здание было П-образным, а с возведением в 1916 г. пристроя на месте внутреннего двора, приобрело свой окончательный вид: замкнутый, почти квадратный объем с тремя ризалитами на главном фасаде. Автором проекта, по поручению Распорядительного комитета, стал действительный член Отдела Географического общества архитектор И.Г. Хворинов, воплотивший свой замысел в традициях поздней эклектики.

Архитекторы Любинского проспекта

ВАРАКСИН Николай Евгеньевич

12.11.1862, Омск – 28.10.1937

Военный инженер, архитектор, строитель, педагог

Автор проекта Железного (Французского) разводного моста через Омь (1900) и др.

В аннотации использованы материалы публикаций А.Н. Гуменюк, А.М. Лосунов и др. 

Фрагмент фасада здания страхового акционерного  общества «Саламандра». 1913–1914

Веревкин Николай Николаевич

1877–1920

Гражданский инженер, художник-архитектор

Окончил Институт гражданских инженеров (1901) и Императорскую Академию художеств в С.-Петербурге (1902–1906). Проектировал дом страхового акционерного общества «Саламандра» в Омске на улице Гасфортовской (1913–1914; ныне К. Либкнехта, 3/ Музейная, 4); дом Товарищества Российско-Американской мануфактуры «Треугольник» в Омске на улице Гасфортовской (1914–1915; ныне К. Либкнехта, 2).

 

Омские куранты. Московские торговые

ряды  в Омске. 1903.

фон ДЕССИН Оттон (Отто) Вильгельмович (Васильевич)

22.07.1863, г. Ревель Эстлянской губ. – после 1917

Инженер-архитектор

Из дворянской семьи. Учился в Риге в Политехническом училище на отделении архитекторов с 1883 по 1891. Стажировался в Германии, Австрии (1891–1892). Автор проекта здания Московских торговых рядов в Омске (возведено в 1903 группой Московских мануфактурных фирм на Любинском проспекте; ныне Ленина, 14). 

 

А.Д. Крячков, студент ИГИ,

Санкт-Петербург

Крячков Андрей Дмитриевич

1876, д. Вахрево, Ростовский уезд, Ярославская губ. – 1950, Сочи

Гражданский инженер

Окончил в 1896 реальное училище в Выборге. С 1897 по 1902 учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Один из крупнейший сибирских архитекторов пер. пол. ХХ века, ученый и педагог; в нач. 1930-х стоял у истоков создания Сибстрина в Новосибирске.

В Омске по собственным проектам построил комплекс зданий Механико-технического училища (1909–1912) и Городской Торговый корпус (1911–1914; ныне Ленина, 3); здание Товарищества Тверской мануфактуры (1913-1914; ныне К. Либкнехта, 4). 

К.П. Брюллов. Портрет К.А.Тона.

1823-1827. Х.,м. ГРМ, С.-Петербург                    К.А. Тон в 1870-е

Тон Константин Андреевич

1794, С.-Петербург – 1881 С.-Петербург

Художник-архитектор

С 1803 по 1815 учился в Императорской Академии художеств в С.-Петербурге.

Омская часовня во имя иконы Иверской Божьей Матери и Сергия Радонежского (1863–1867; Базарная площадь) построена «в манере Тона» – второй тоновский стиль (воссоздана в 1996; арх. М.М. Хахаев, ныне Ленина, 5).

 

Хворинов Илиодор Геннадьевич

1835 – 1914, Омск

Гражданский инженер

С 1850 по 1856 учился в Строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Санкт-Петербурге. С 1894 – в Омске. Один из видных омских архитекторов конца XIX – начала XX в. Здание Музея Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества (1896-1900; Музейная, 3); Торговый дом Шаниной на Любинском проспекте (1898-1900; ныне Ленина, 5); гостиница «Россия» (1905-1906; ныне Ленина, 18); городской театр (1899-1905; ныне Ленина, 8а. В 1912 подготовил проект пожарной каланчи (реализован инженером-механиком П.Ф. Горбачёвым, с увеличением по высоте в один ярус; 1914–1915). 

 

 

Доходный дом с кинематографом Г.Е. Грязнова.1916.

Черноморченко Федор Андреевич

1870, Мелиуполь, Таврическая губ. – 1948, Харьков

Гражданский инженер

Окончил Мелиупольское реальное училище. В Омске с декабря 1913; до августа 1916 – производитель работ на строительстве здания Сельскохозяйственного училища, возведенного по проекту А. И. Дитриха. По его проектам в Омске строятся здание Коммерческого училища (1916) и доходный дом с кинематографом Г.Е. Грязнова на Санниковском проспекте (1916; ныне Партизанская, 2/4) В 1918-1919 занимал должность производителя работ при постройке в Омске здания Судебных установлений по проекту петербургского архитектора В.А. Пруссакова. 

 

 В.И. Суриков.

Портрет юноши Л. Чернышёва. Х.м.,

Красноярский краеведческий музей

Чернышёв Леонид Александрович

1875, с. Сухобузимское, Енисейская губ. – 1932, Красноярск

Художник-архитектор

С 1898 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 1901 – диплом об окончании. С 1903 – вольнослушатель (впоследствии учащийся) в Художественном училище при императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (класс профессора А.И. Померанцева). Жил в Омске (1910–1911). С июля 1910 – архитектор Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки, проводимой в 1911 г. в Омске; автор проектов многих выставочных павильонов в формах «неорусского стиля» и различных вариантах стиля модерн. «Научный павильон» выставки послужил прототипом для проекта здания Красноярского музея (1913;1927-1929). В 1912 строил в Омске здание Торгового дома «Вогау и Ко» на ул. Гасфортовской (ныне К. Либкнехта, 5). Для Омска проектировал здание конторы АО «Р. и Т. Эльворти» (1913), доходный дом полковника А.Г. Михайлова (1915–1916).

Шухман Моисей Сролиевич (Израилевич)

1862, г. Пинск, Минская губ. – 1941, Омск

Гражданский инженер

Окончил Виленское реальное училище. С 1883 обучался в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Диплом гражданского инженера от 6 июня 1888. С августа 1889 – в Омске. Перестраивал торговый дом купца С.М. Колпакова на Любинском проспекте (вт. пол.1890 х; 1912, 1928; ныне Ленина, 19).

 

 

 

ЭЗЕТ Эдуард (Евграф) Иванович

1838, С.-Петербург – 01.01.1892, Омск.

Художник-архитектор

Учился в С.-Петербурге в Императорской Академии Художеств под руководством профессора А.И. Штакеншнейдера. Городовой архитектор Омска (с 5 июня 1864 по март 1878). Одновременно войсковой архитектор Сибирского Казачьего войска (с 10 апреля 1865 по май 1869); исполнял должность архитектора Сибирской военной гимназии (с 1 декабря 1866); чиновник особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири (с 10 августа 1869). Городской голова (1883-1891). Женская гимназия на территории бывшей крепостной эспланады (1879–1882; ныне Ленина, 10); иконостас домовой гимназической церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (1884), исполненного мастером Хмелевским; Женского пансиона рядом с Женской гимназией (1883; ныне Ленина, 10); каменных купеческих магазинов на Любинском проспекте: Торговый дом Волковых (вт. пол. 1870-х; ныне Ленина, 7); Торговый дом А.Д. Козьмина (1887-1890; ныне Ленина, 9); Дома Чириковых (вт. пол. 1870-х; ныне Ленина, 11-13); Торговый дом Шкроевых (1870-е; ныне Ленина, 17); Торговый дом С.М. Колпакова (нач.1880-х; ныне Ленина, 19); Торговый дом Г.Д. Козьмина (1880; ныне Ленина, 21).