Image

Персональная выставка Риммы Камкиной «Я к вам лечу воспоминаньем.»

Пресс-релиз

16 марта 2021 года в 17:00

в выставочном зале Дома художника

открывается персональная выставка Риммы Камкиной
«Я к вам лечу воспоминаньем.

 Петербург - Москва – Омск…»

 

Выставка посвящается юбилею члена Союза художников России,  Лауреату премии Губернатора  Омской области Римме Петровне Камкиной. Имя Риммы Камкиной внесено в «Книгу почёта деятелей культуры и искусства города Омска».  18 октября 2020 года ей исполнилось 90 лет. 

Путь Риммы Петровны Камкиной в художественной культуре Омска  отличается неповторимым своеобразием: он проникнут индивидуальным душевным богатством, поражает целеустремленной творческой энергией. Многообразны пласты ее творчества, с характерным для эпохи тематическим разнообразием – городской пейзаж, портрет, натюрморт, деревенские и индустриальные мотивы, жанровые композиции. Произведения, исполненные в различных техниках, отражают мир художника, наполненный глубоким содержанием, чувствами и эмоциями.

Цикл пушкинских портретов и камерных, и монументальных – это целостная сюита рисунков со своей внутренней темой, со своей драматургией. Акварели помогают глубже проникнуть в атмосферу пушкинской лирики, почувствовать эмоциональное напряжение поэзии. Римма Камкина, обладая более ярким и чутким воображением, порой пытливым отношением к теме, делится со зрителем и способствует более сильному воздействию. 

Параллельно с изображениями А.С. Пушкина возникает облик Северной Пальмиры – города, овеянного туманом и поэзией белых ночей, одновременно призрачного и реального. Санкт-Петербург – царство Медного всадника:  «полнощных стран краса и диво», Нева, «одетая в гранит», мосты, «повисшие над водами», «оград узор чугунный».

Москва представлена живописными работами  серии «Старый Арбат вдоль и поперёк», а  Подмосковье рисунками, выполненными тушью и шариковой ручкой.

В экспозиции выставки около 70 работ в разных жанрах и техниках.

 

Выставка работает с 16 марта по 11 апреля 2021 г.

 в Выставочном зале Дома художника ул. Лермонтова, 8.

Вторник – воскресенье, с 10 до 18 часов


 

Путь Риммы Петровны Камкиной в художественной культуре Омска  отличается неповторимым своеобразием: он проникнут индивидуальным душевным богатством, поражает целеустремленной творческой энергией. Многообразны пласты ее творчества, с характерным для эпохи тематическим разнообразием – городской пейзаж, портрет, натюрморт, деревенские и индустриальные мотивы, жанровые композиции. Произведения, исполненные в различных техниках, отражают мир художника, наполненный глубоким содержанием, чувствами и эмоциями. Многие годы Римма Камкина постигала одно из самых образных, поэтичных и музыкальных искусств – технику воздушной акварели

В 1967 году акварели Риммы Камкиной вошли в экспозицию престижной выставки «Сибирь социалистическая». С этого времени художница является активной участницей зональных, республиканских, всероссийских и зарубежных выставок, а в 1973 году с серией акварелей «По Прибалтике» вступает в члены Союза Художников.Активный творческий рост омской акварелистки Риммы Камкиной совпал с бурным развитием искусства акварели в стране. С середины 1960-х годов закономерно появление больших Всероссийских выставок акварели, содержание которых было обращено к актуальному жизненному материалу современности.

В 1980-90-е годы Римма Камкина работает одновременно над несколькими акварельными циклами. Хранящаяся в душе тема Пушкина выплескивается водяной краской на белую поверхность бумаги. Появляются листы «Акварельной пушкинианы» – «Пушкин на прогулке», «На черной речке», «Пушкин с Лёвой», «Куда бы нас ни бросила судьбина»,  «Черная речка» и другие. Выполненные не с натуры, а по представлению, воображению композиции приобретают иные качества. В них просвечивает несомненная художественная одаренность акварелистки. В стремлении овладеть темой художница выполняет многочисленные вариации, ведет своеобразный поиск. Увлечение Пушкиным обнаружилось у Риммы Камкиной в школьные годы, когда впервые попала в руки книга – переписка А.С.Пушкина с Натальей Гончаровой. Образ поэта навсегда вошел в ее творческую судьбу. Обращаясь к различным периодам его жизни, от Пушкина ребенка, отрока, до Пушкина последних дней, художница стремилась исполнять акварели на одном дыхании.

Цикл пушкинских портретов (и камерных, и монументальных) – это целостная сюита рисунков со своей внутренней темой, со своей драматургией. Акварели помогают глубже проникнуть в атмосферу пушкинской лирики, почувствовать эмоциональное напряжение поэзии. Римма Камкина, обладая более ярким и чутким воображением, порой пытливым отношением к теме, делится со зрителем и способствует более сильному воздействию. В пушкинской серии ее увлекла, прежде всего, личность самого поэта.

Параллельно с изображениями А.С. Пушкина возникает облик Северной Пальмиры – города, овеянного туманом и поэзией белых ночей, одновременно призрачного и реального. Санкт-Петербург – царство Медного всадника:  «полнощных стран краса и диво», Нева, «одетая в гранит», мосты, «повисшие над водами», «оград узор чугунный», «прозрачный сумрак задумчивых ночей». Петербург был городом отрочества и юности поэта. В 1811 году он приезжает учиться в лицей.  Со своим «первым другом» И. И. Пущиным Пушкин ходил гулять в Летний сад, по дороге любуясь набережными Невы, великолепными дворцами, понтонными мостами, «потешным» Марсовым полем, фельтеновской решеткой… Александр Пушкин первым из литераторов воспринял Петербург как некое живое существо с неповторимым ликом и характером.Завораживающая мистическая духовность проявляется не столько в сюжетном плане, сколько в особом строе предметных форм, обретающих символичность, необычности выступающих из мрака эфемерных образов. Огромные каменные и чугунные львы, охраняющие парки, мосты, фасады домов и набережные оживают в вечернем сумеречном городе. Они выступают духовными символами.

Акварель и рисунки – органически составляющие части творчества Риммы Камкиной.  Художница  мастерски владеет формой выразительного натурного рисунка. Совершенствуя метод быстрого живого изображения, обостряя свой глаз и зрительную память, с течением времени она достигает серьезных творческих результатов. Меткая наблюдательность – присущее ей свойство художественной натуры, такое же, как и непосредственное и живое увлечение окружающей жизни. Отсюда выразительная передача движения, беглая фиксация своих впечатлений и яркое эмоциональное изображение.

Выполняя рисунки, художница выбирает прекрасный инструмент – ручку с пером. Размеры листов имеют тенденцию оставаться не слишком великими. Перо не только обеспечивает непревзойденную четкость линий, обрисовывающих форму, оно способно воспроизводить точность всякой предметности. Не случайно графические серии: «По Арбату», «Москва», «Санкт-Петербург» обрели в легкой, свободной, кружевной линии индивидуальную манеру, реалистическую полноту и поэтическую выразительность.

На протяжении многих лет Римма Петровна Камкина стремилась к обретению своего стиля и метода в искусстве, по-своему, уникально выражая увиденное и прочувствованное в разных манерах – от взволнованной темпераментной, непосредственно передающей, до мягкой нежной, а порой и жесткой, рациональной. Естественно, что между этими границами существует множество приемов и способов, к которым прибегала акварелистка.  Владея большим мастерством акварели, ее богатыми техническими возможностями, художница по-разному использовала ее в зависимости от задач, которые ставила перед собой. В одних ее работах акварель доведена до легких, прозрачных заливок, передававших свет и воздушность среды, в других она работала густыми мазками, которые по своей насыщенности создавали впечатление масляной живописи. Всюду Римма Петровна оставалась сама собой, со своим почерком, темпераментом и собственным мироощущением. Непосредственность видения, веселая насмешливость и мечтательная грусть в восприятии жизни и литературных героев, артистизм исполнения – черты, обнаруживаемые на всех этапах ее творчества.

Преданность своему делу, неустанные поиски изобразительных средств, созвучных современности, стремление к подлинной живописной культуре привели Римму Петровну Камкину к значительным творческим высотам. Много лет работая над образом А. С. Пушкина, она чутьем проникала в дух его жизни и поэзии. Это позволило создать запоминающиеся пластические образы, тонко выявив возможности акварели. Серии работ, созданные Риммой Камкиной, отличают высокая художественность – символичность и образность, завершенность, сложность раскрытия замысла.

 Главная характерная особенность акварельных работ Риммы Камкиной заключена в глубоко индивидуальном и свободном от правил и условностей  восприятии жизни. Это и стало для нее принципом творчества, художественным кредо.

Галина Лузянина,

искусствовед, член Союза СХ России.