Image

Проект «Музейные встречи в феврале – 2012»

 

 

В этом году в рубрике «Ветераны» развернута выставка прикладной графики, акварели и масляных этюдов Василия Никитовича Белана (1932-2002), известного художника, творчество которого в прикладной графике в исторической перспективе представляет и художественный, и историко-культурный интерес.

Экспозиция «Ветераны». Прикладная графика, акварели Василия Белана в собрании Городского музея «Искусство Омска». К 80-летию со дня рождения художника» посвящена творчеству одного из известных художников-графиков Омска 1960-1990-х годов. Она включает масляные этюды 50-60х гг., которые передают городские мотивы Омска (проспект Мира, усадьба «дачи Колчака», Горсад и пр. ), а также этюды, написанные на целине в конце 50-х-нач.60-х гг., в которых предстают не столько образы человека того времени, сколько трепетные чувства молодого в ту пору художника. Справедливо считается, что Василий Белан, наравне с Николаем Бережным стоял у истоков современной акварели в Омске. Действительно, работы, хранящиеся в ООМИИ им. Врубеля, ОГИК музее, ГМИО, говорят о том, что перед нами крупный мастер акварели.

Исключительное значение в творческой судьбе В.Н. Белана сыграло участие в работе творческих групп акварелистов СХ СССР, в составе которых художник побывал в разных концах Советского Союза (Север Урала, Дальний Восток, Днепрогэс, Кольский полуостров и др.). Там, в этих поездках, ковалось то профессиональное мастерство в овладении капризной и тончайшей техники акварели. Собрание акварелей Белана в Городском музее "Искусство Омска" позволяет проследить и маршруты поездок художника, и отметить своеобразие его творческого почерка: от широкой, обобщающей манеры заливок до передачи трепетных вибраций морского воздуха в акварелях дальневосточного цикла.

Настоящая выставка позволяет, пожалуй, впервые, презентовать творчество Василия Никитовича как прикладного графика-дизайнера. Мы сознательно демонстрируем практически все виды и жанры прикладного дизайна, в которых работал мастер. Это тем более кажется актуальным на фоне открытия в нескольких вузах Омска кафедр графического дизайна.

Экспозиция «Дебюты. Возвращение к высокому» включает в себя дипломные проекты и творческие работы выпускников и студентов кафедры «Монументальное и декоративное искусство» Института искусств ОмГПУ 2006-2011 гг. Автор проекта сознательно дал такое обязывающее название этой выставке. Дело в том, что в повседневной практике организации городской и бытовой среды утвердился так называемый «евростандарт»: сайдинг («сайдинговая глобализация»), каталожный набор интерьерных составляющих предметов быта и пр., не лишенных достоинств эргономичности, функциональности, эстетичности, но влекущий за собой некий стандарт жизни, умаляющий индивидуальное, личностное, неповторимое. Одновременно с новым дизайном дома, жилища, офиса мощно, порой агрессивно в городскую среду и быт вторглась реклама, чаще всего опять же стандартного технического решения и не всегда высоких эстетических достоинств. В этой ситуации мы не заметили, как из нашей жизни ушло, в частности, высокое монументально-декоративное искусство мозаики, витража, уникальные предметы прикладного искусства и эксклюзивного дизайна. На этом пути, к сожалению, безвозвратно утрачены, особенно из городской среды, общественных интерьеров произведения крупнейших омских мастеров-монументалистов советской эпохи М.И. Слободина, А.П. Демидова, В.А. Десятова, скульпторов Ф.Д. Бугаенко, В.Н. Шамардина.

Казалось, ситуация складывается безнадежная. Однако опыт формирования эстетической среды, накопленный в предыдущие десятилетия, не мог не оказаться востребованным. Хорошее, ценное, красивое рано или поздно оживает, таковы законы возвратной истории. В этом отношении открытие кафедры монументального и декоративного искусства в Институте искусств педуниверситета (бывший худграф) кажется символическим. Под руководством заведующего кафедрой профессора Евгения Дмитриевича Дорохова и преподавателей кафедры молодые люди - выпускники этой специальности делают почти невозможное: представляют в качестве дипломных проектов столь высокие образцы произведений в техниках витража, мозаики, росписи, что большая часть из проектов готова к воплощению. С рядом работ так и произошло. Первые из них размещены в интерьерах альма-матер – корпусах педуниверситета, в университетской Церкви святой Татианы. Другие ждут своих «купцов».

Подчеркивая, что каждый проект, показанный на выставке, достоин воплощения, организаторы выставки обращают особое внимание на эскиз монументального панно, которого ждет более тридцати лет (!) фасад здания Администрации Центрального округа, построенного по проекту арх. Г.Е. Чиркина в 1978 году на перекрестке улиц Герцена и Фрунзе. Проектируемое монументальное мозаичное панно сможет не только резко индивидуализировать облик города Омска, но и сыграть исключительную роль в осознании исторической преемственности в решении пространства города, в формировании патриотических и нравственных чувств горожан. В преддверии 300-летия Омска эти мысли и предложения студентов кажутся
очень уместными.

Экспозицией «Визиты». Страна у Байкала» организаторы проекта знакомят омских зрителей с одним из самых интересных и самобытных явлений в современной художественной культуре Сибири – бурятским искусством. Культура Бурятии представляет собой сплав культур народов центрально- азиатской историко-культурной общности. Принятие мировой религии – буддизма - на территории России в 18 веке (1741) стало основой формирования национальной бурятской культуры со своими особенностями.

В работах современных бурятских художников присутствует свободное общение с наследием не только мира кочевников и мира Востока в целом, но и с европейским художественным наследием, что является залогомдальнейшего развития искусства. Богатство и многообразие индивидуальных дарований, внутренняя свобода и высокий профессионализм обеспечивают признание современного искусства Бурятии как самостоятельного целостного художественного явления.

В экспозицию бурятских художников приглашены художники, имеющие этническую или биографическую, духовную или эмоциональную связь с землей Бурятии. Представлены произведения живописи, графики, пластики, декоративно-прикладного искусства художников, живущих не только в Улан-Удэ (Солбон Ринчинов, Геннадий Васильев, Дмитрий Будажабэ, Баясхалан Лыксоков, Татьяна Дашиева, Евгений Болсобоев, Жаргал Зомонов и др.), но и в Москве (Бальжинима Доржиев), Санкт-Петербурге (Александр Ишигенов). Естественно, не все определяется местом проживания. На примере Бурятии показывается, как мифология, культурные архетипы и эстетические идеалы конкретного этноса, его искусства, культовых предпочтений трансформируются в современное искусство, которое характеризуется полисемантичностью (множеством значений и символов) и полистилистичностью (как общепрофессиональное синтезируется с уникальным эстетическими).

Этой выставкой музей выполняет благородную миссию «размыкания границ искусства», видя своё предназначение знакомить зрителей с высокохудожественными произведениями, имеющими самобытные истоки. Для организаторов бурятской выставки в Омске принципиальным является то отличительное, что несет в себе это искусство, что в сопоставлении с искусством другого места – Омска - позволяет говорить о локальных культурах и местных особенностях искусства. Словом, зная другое, лучше познаешь свое.