Image

Выставка омских художников "Цвета Победы"

Омский городской Совет

Омское региональное отделение ВТОО "Союз художников России"

Выставка омских художников

"Цвета Победы"

72 года назад закончилась Великая Отечественная война. Эти страшные годы коренным образом изменили и жизнь людей, и судьбу последующих поколений. Для ныне живущих знание и правда о войне является оберегом от страшных ошибок в будущем, преградой, которая пока что уберегает от наступления новой мировой трагедии. И тем ценнее становится напоминание о ней, воспитание уважения к подвигу наших дедов, в свете нестабильности во всем мировом сообществе, регулярно возникающих локальных конфликтов и провокаций. К несчастью, память не так прочна, и в современном обществе, перегруженном зачастую агрессивной информацией очень важно постоянное напоминание о той цене, которую имеет война, о цветах, в которые она окрашивает все, что нам дорого. Цвет алый. Чёрный. Цвета пустоты и выжженной травы, цвета крови. И Запах, который их сопровождает - сырой земли, вкус медно-соленый. Грохот разрывающихся снарядов. Однако, есть оттенки противоположные, и контрастные войне: лазурный цвет неба, белоснежные лепестки цветущей яблони, сочная зелень свежих листьев. Есть звуки противоположные войне: детский смех, пение птиц. Запахи майских цветов. Не случайно Победа пахнет весной, ведь весна – это зарождение новой жизни, которая также хрупка, как и мир, который мы оберегаем на протяжении 72-х лет.

В экспозиции представлены работы членов Омской организации Союза художников России, художников разных поколений: и тех, кто своими глазами видел войну, вместе с защитниками переживал радость победы, и тех, для кого сложное время прочувствовано по воспоминаниям близких и рассказам современников.

Одиннадцатилетней девочкой встретила Римма Камкина тревожный 41-ый. Она была ещё ребёнком, но ребёнком уже способным понять весь ужас происходящего. Детское восприятие навсегда запечатлело леденящий образ войны. Потому в её серии графических листов "В тревожном 41-ом" нету даже намёка на цвета жизни: лазоревый, зелёный... Только алеющее кровью небо... только покрытая золой родная земля... И всё точно как у Окуджавы: "Здесь птицы не поют, деревья не растут...".

Голос борьбы и победы - голос Левитана - услышал и совсем юный Георгий Катилло-Ратмиров. Но его война не имеет красок, она намеренно лишена колористичности. Только чёрное и белое: только принятие и отрицание. Однако это лаконичность и сдержанность не делают его работы скованными и лишёнными чувств. Напротив, они акцентируют внимание на повествовательной части произведений, проникнутой свойственной художнику лирикой.  Персонаж работы "Жди меня" будто бы говорит своей возлюбленной: "Что нас разделяет с тобой, любимая? Тысячи километров, колючая проволока и окопы? Нет, любимая, только война... только война нас разделяет". Разделяет, отделяет, сортирует на получивших право жить и тех, кому выпал жребий лежать в земле.

Владимир Миклашевич - не ребёнок войны. Он родился в июне 45-го. Он - ребёнок Победы. Однако звук залпов и разрывающихся снарядов ещё долго стоял гулким эхом. Отсюда и обращение графика к теме Великой Отечественной войны. Война убивает по-разному: кого-то - пулями и бомбами; кого-то - голодом и непосильным трудом. Работа Миклашевича "Дневная норма" вскрывает алогичность реалий военного времени. 125 граммов хлеба и тысячи снарядов - крайняя линия фронта в борьбе жизни со смертью.

Но память имеет свойство тускнеть: сменяются поколения, события забываются, лица стираются. Чтобы этого не происходило художники запечатлевают для нас лики героев того времени. Портретные работы Ивана Солодухина, Ивана Короткова, Игоря Левченко доносят до зрителя образы бойцов, ветеранов. Краеугольное отличие фотографии от портрета написанного рукой мастера - личное отношение художника к изображаемому. Здесь достаточно упомянуть  лишь одно названия "В памяти сердца храни..." и всё становится ясно.

Иные поколения приходят на смену, они уже не помнят ужасов войны, происходившее доносится до них через рассказы и картинки. И кажется, что всё подёрнуто дымкой времени: прошлый век, чужие истории. Но только человек не может привыкнуть к смерти, не может привыкнуть к войне. Чуткое сердце художника отзывается, Марина Сапожникова и Маргарита Левченко не запечатлевают событий войны, они выражают своё отношения к случившемуся. Важный этап в развитии истории: не только помнить, но переосмыслять. Марина и Маргарита пропускают через своё творчество тему войны, которая находит в них отклик не только как в художниках, но и как в женщинах, молодых матерях, знающих цену человеческой жизни. 

 

Выставка омских художников "Цвета Победы" — это та частица, что хранит культура о тяжелейшем испытании, выпавшем на долю нашего народа, дань уважения победителям, и тем, кто с войны не вернулся. Роберт Рождественский писал: "Помните! Через века, через года,- помните!.." И мы помним. Только вот вынесли ли мы из этого урок необходимый для мирной жизни?..Ведь только нам решать, каким будет небо над нашими головами: полыхающим огненным заревым или чистым и лазурным.

 

Мария Макарова,

Алёна Яковлева