Image

Выставка омских художников «Зима Сибирская»

Омский городской Совет

Омское региональное отделение ВТОО "Союз художников России"

Когда говорят о сибиряке - говорят о человеке выносливом, закалённом духовно и физически погодными условиями места его проживания, закалённом суровыми сибирскими зимами. Даже крепкие морозы человек сумел обратить себе в пользу, выдержав свой характер им подстать. Потому зима для сибиряка не то же самое, что зима для южанина: это полугодовое ледяное царство, в котором нужно суметь выжить. От края до края, докуда хватает глаз поседевшие равнины и леса, окутанные снегом города и сёла, зримая тишина, которая в данном контексте может быть принята как молчание природы, затаившей дыхание перед новым вдохом. И как эту метаморфозу мира могли не поэтизировать певцы искусства, в том числе и художники. 

       Первым снегом заносит прощающуюся с нами листву деревьев и зелень лугов, на ещё дышащую землю, опускается белый покров. «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима» - гласит поговорка. Именно этот пограничный момент запечатлели художники Евгений Дорохов (1958 г.р.) и Николай Кальницкий (1953–2010 гг.). Но как по-разному они его увидели. Сельский житель Кальницкий, изображает прикрытые пробным рыхлым снегом стога сена, это осознанная или подсознательная отсылка к народным обычаям и традициям: неоторванные от природы крестьяне, действительно, связывали этот день с окончанием полевых работ. 

       Евгений Дорохов как художник-философ в своей работе «Первый снег» отражает другую сторону момента. Для него это теллурическое и небесное соединение, чувственное и таинственное. И здесь снова отсылка к исконному глубинному народному: на покров начиналась пора осенних свадеб и вновь испечённые замужние барышни покрывали свою голову платком в знак покорности перед мужем, как покрывает землю своей сенью необъятное небо.

        Для многих зимний пейзаж статичен, ведь зима - олицетворение сна, в котором пребывает природа. Но для лирического пейзажа, цветовая сдержанность и тоновые нюансы - скорее плюс. Ведь тонкие струны души зрителя задевают именно эти особины. Работы пастелистов   Владимира Белоусова (1947 г.р.) «Утренний иней» и «Нулевой цикл» и Людмилы Белозёровой (1956 г.р.) «Зима. Саргатское» – чистая поэзия, визуалированная лирика. Их пейзаж одухотворён, без единого слова они повествуют зрителю историю: светлую и чистую или с оттенком грусти и привкусом горечи.       

        Для горожанина зима – это тоже обновление, но несколько иное, и прежде всего эстетическое. Он уже не так близок с природой, уклад его жизни не претерпевает особых изменений с её приходом. Потому в работах живописца Зои Минеевой (1976 г.р.), и графиков Анны Савельевой (1975 г.р.) и  Марии Макаровой (1988 г.р.) приход снежного времени года  - это, скорее,  изменение состояния-настроения, а зимний пейзаж – прежде всего, категория эстетическая.

        Цветовое безмолвие, визуальная монотонность и графичность способствуют восприятию зимы как времени успокоения, умиротворения, некоторой отрешённости и погружения в свой внутренний мир. Стройные ряды чёрных домиков между белыми мягкими снежными одеялами в работах графиков матери и дочери Гуровых, своим ритмом и тональным контрастом погружают зрителя в состояние подобное гипнотическому. Мерцание снега в лунном свете в работах Алексея Чермошенцева (1963 г.р.) «Зимнее безмолвие» и «Хрустальный март», уже посредством иллюзии сменяющегося свечения, вводит в похожее состояние, зачаровывает и околдовывает созерцающего.  

         А для детей зима и снег – это счастье! Вот они летят на санях с горки, вот лепят снеговика. Их резвящиеся в цветных курточках фигурки вносят неожиданное оживление в зимний статичный пейзаж. Такой, наполненной чистой детской радостью, предстаёт зима в работах Анастасии Кичигиной (1975 г.р.).   

        И мы как дети каждый год ждём первого снега как в первый раз! Белый, он награждает шапками крыши домов  деревень и городов. Белый, он закрывает следы, оставленные плугом на голой чёрной земле. Им, белым снегом,  зима забинтовывает раны земли, чтобы подарить ей  возможность следующего возрождения. И мы, сибиряки, гордимся  этим Царством белого, снежного и морозного - нашим сибирским Царством!

искусствовед А. Яковлева

 

Гурова А.Е. Лист ¦2 из серии Зима. Бумага, карандаш 2004.

Кальницкий Н. Покрова. 2006. ДВП, масло. 60х80.

Кичигина Анастасия Георгиевна г. Омск. Снеговички. 2015

Колточихина Т.У. Голос цветущего дерева. 2003. Гор.батик, нат.шелк. 37х33.

Макарова Мария Александровна г. Омск. ''Февраль'' из серии ''Мой Омск''. 2013. Офорт, акватинта. 29x39,5.

Тимофеев В.В. Зима в деревне. 2000. Х.,м. 27,5х60