Выставка омских художников «Зима Сибирская»
Омский городской Совет
Омское региональное отделение ВТОО "Союз художников России"
Когда говорят о сибиряке - говорят о человеке выносливом, закалённом духовно и физически погодными условиями места его проживания, закалённом суровыми сибирскими зимами. Даже крепкие морозы человек сумел обратить себе в пользу, выдержав свой характер им подстать. Потому зима для сибиряка не то же самое, что зима для южанина: это полугодовое ледяное царство, в котором нужно суметь выжить. От края до края, докуда хватает глаз поседевшие равнины и леса, окутанные снегом города и сёла, зримая тишина, которая в данном контексте может быть принята как молчание природы, затаившей дыхание перед новым вдохом. И как эту метаморфозу мира могли не поэтизировать певцы искусства, в том числе и художники.
Первым снегом заносит прощающуюся с нами листву деревьев и зелень лугов, на ещё дышащую землю, опускается белый покров. «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима» - гласит поговорка. Именно этот пограничный момент запечатлели художники Евгений Дорохов (1958 г.р.) и Николай Кальницкий (1953–2010 гг.). Но как по-разному они его увидели. Сельский житель Кальницкий, изображает прикрытые пробным рыхлым снегом стога сена, это осознанная или подсознательная отсылка к народным обычаям и традициям: неоторванные от природы крестьяне, действительно, связывали этот день с окончанием полевых работ.
Евгений Дорохов как художник-философ в своей работе «Первый снег» отражает другую сторону момента. Для него это теллурическое и небесное соединение, чувственное и таинственное. И здесь снова отсылка к исконному глубинному народному: на покров начиналась пора осенних свадеб и вновь испечённые замужние барышни покрывали свою голову платком в знак покорности перед мужем, как покрывает землю своей сенью необъятное небо.
Для многих зимний пейзаж статичен, ведь зима - олицетворение сна, в котором пребывает природа. Но для лирического пейзажа, цветовая сдержанность и тоновые нюансы - скорее плюс. Ведь тонкие струны души зрителя задевают именно эти особины. Работы пастелистов Владимира Белоусова (1947 г.р.) «Утренний иней» и «Нулевой цикл» и Людмилы Белозёровой (1956 г.р.) «Зима. Саргатское» – чистая поэзия, визуалированная лирика. Их пейзаж одухотворён, без единого слова они повествуют зрителю историю: светлую и чистую или с оттенком грусти и привкусом горечи.
Для горожанина зима – это тоже обновление, но несколько иное, и прежде всего эстетическое. Он уже не так близок с природой, уклад его жизни не претерпевает особых изменений с её приходом. Потому в работах живописца Зои Минеевой (1976 г.р.), и графиков Анны Савельевой (1975 г.р.) и Марии Макаровой (1988 г.р.) приход снежного времени года - это, скорее, изменение состояния-настроения, а зимний пейзаж – прежде всего, категория эстетическая.
Цветовое безмолвие, визуальная монотонность и графичность способствуют восприятию зимы как времени успокоения, умиротворения, некоторой отрешённости и погружения в свой внутренний мир. Стройные ряды чёрных домиков между белыми мягкими снежными одеялами в работах графиков матери и дочери Гуровых, своим ритмом и тональным контрастом погружают зрителя в состояние подобное гипнотическому. Мерцание снега в лунном свете в работах Алексея Чермошенцева (1963 г.р.) «Зимнее безмолвие» и «Хрустальный март», уже посредством иллюзии сменяющегося свечения, вводит в похожее состояние, зачаровывает и околдовывает созерцающего.
А для детей зима и снег – это счастье! Вот они летят на санях с горки, вот лепят снеговика. Их резвящиеся в цветных курточках фигурки вносят неожиданное оживление в зимний статичный пейзаж. Такой, наполненной чистой детской радостью, предстаёт зима в работах Анастасии Кичигиной (1975 г.р.).
И мы как дети каждый год ждём первого снега как в первый раз! Белый, он награждает шапками крыши домов деревень и городов. Белый, он закрывает следы, оставленные плугом на голой чёрной земле. Им, белым снегом, зима забинтовывает раны земли, чтобы подарить ей возможность следующего возрождения. И мы, сибиряки, гордимся этим Царством белого, снежного и морозного - нашим сибирским Царством!
искусствовед А. Яковлева
Макарова Мария Александровна г. Омск. ''Февраль'' из серии ''Мой Омск''. 2013. Офорт, акватинта. 29x39,5.